Образ "Снегурочка" Натальи Мизюлиной и Татьяны Шипулиной для спецпроекта "Персонаж"
« НазадТворческий дуэт Татьяна ШИПУЛИНА https://www.facebook.com/t.silina и Наталья МИЗЮЛИНА https://www.livemaster.ru/natamiz (Россия, Екатеринбург) - участницы спецпроекта "ПЕРСОНАЖ".
ТАТЬЯНА О СЕБЕ: "Я дизайнер, работающий в области декоративно-прикладного искусства. С любовью отношусь к текстилю ручной работы. Вязание, плетение кружев челноком и на коклюшках, игольное кружево, войлок, вышивка, бисероплетение. Привлекает возможность из простых форм: ниточек, бусинок, шерстяных и растительных волокон, создания одежды, обуви, интерьерных объектов и головных уборов. 30 лет учусь сама и обучаю этому других. Моей авторской школе рукоделия 10 лет. В изготовление одежды из войлока окунулась с головой."
ТАТЬЯНА О ВОЙЛОКЕ: "Войлок позволяет получать неожиданные фактуры из натуральных материалов, которые невозможно получить в обычном текстиле. Сендвич с разнообразной начинкой может оказаться шубой с кудрями или жакетом с шелковым каракулем или платьем, нарядным или повседневным, строгого или сумашедшего дизайна, с оборочками и кружевами. И не сшивать! В одном месте плотнее, в другом прозрачнее…. И все это можно в войлоке! Удивительные свойства шерсти соединять волокна и ткани, оставаясь при этом тонкой и пластичной, сохраняя тепло и принося прохладу. Как можно не влюбиться в этот замечательный материал?"
ТАТЬЯНА О ТВОРЧЕСКОМ ПУТИ: "С 1992 по 1996 годы участвовала в уральских Неделях моды в рамках коллекций дизайнера Людмилы Кокоревой, дизайнера Николая Романова с кружевами, плетеными на коклюшках. Коллекция Людмилы Кокоревой с кружевами и мехами была показана в Молдавии, Румынии, Венгрии. На Уральских Неделях моды - 2015/2016 в коллекциях Людмилы Кокоревой были представлены жакеты, жилеты, головные уборы из войлока, созданные мной по ее эскизам.
В 2016-м году приняла участие в международном выставочном проекте "1-я Уральская Триеннале декоративного искусства" в Екатеринбурге в номинации "Одежда".
В марте 2017 года мы с дочерью Анной Авериной организовали и провели первый в Екатеринбурге весенний Фестиваль войлока "ЭкоВойлок" с выставкой авторских работ и показом, в котором я принимала активное участие. В октябре 2017 г. наш фестиваль окреп, получил новое название и содержание "Современный войлок и текстиль. Урал – Сибирь". Там я принимала участие с частью коллекции "А на море белый песок", а в ноябре представила законченную коллекцию в дефиле felt Fashion Show на выставке "НОВАЯ ЖИЗНЬ ТРАДИЦИЙ" в С-Петербурге. 2018 год начался с участия в показе регионального фестиваля "Урал – Сибирь" в г. Курган с коллекцией "Возрождение"."
НАТАЛЬЯ О СЕБЕ и ТВОРЧЕСТВЕ: "Начало моего знакомства с шерстью и мокрым валянием произошло осенью 2014 года. Так то, ничего не предвещало, что я найду новое увлечение и даже работу. А просто я пошла на мастер-класс к Ирине Бобковой по флисам, чтобы узнать что это такое – флисы, и каким образом можно сделать из них волосы моим куклам-тыквоголовкам. С тех пор, сшита только ОДНА кукла. А войлок поглотил меня всю.
Творчество всегда сопровождало меня по жизни. Это была и музыка, и рисование, и пение, и вязание. В какой-то период я даже создала коллекцию украшений из бисера, издала каталог изделий, распродала коллекцию и успокоилась. Однако, c войлоком моя дружба и взаимная любовь длится уже 4 года. И я понимаю, что в этом направлении можно совершенствоваться и совершенствоваться."
НАТАЛЬЯ О ВОЙЛОКЕ: "В первый год своего погружения в войлочный мир, я приняла участие в проекте «Тепло Байкала». Теперь мой старик Байкал путешествует вместе с панно по миру. Осенью 2015 года моя обувь участвовала в показе уральского дизайнера Ларисы Селяниной.
До недавнего времени, я относилась к войлоку как очень интересному хобби. Однако, мое отношение стало меняться с момента открытия мной своей мастерской «Fashion Bureau NataluiART». Это событие произошло в сентябре 2017 года. Этой же осенью я приняла участие в выставке «НОВАЯ ЖИЗНЬ ТРАДИЦИЙ». На дефиле была представлена коллекция валяно-шитых футболок «Мозаика теплых воспоминаний». Эта коллекция одновременно была моей дипломной работой на курсе «Дизайнер одежды» в школе «Алгоритмы имиджа» г. Екатеринбург. Весной 2018 года я принимала участие в региональном фестивале «Урал – Сибирь» в городе Курган. И все-таки акцент в моем войлоке – это обувь и аксессуары, а также игрушки."
ТАТЬЯНА и НАТАЛЬЯ о ПРОЕКТЕ:
"Мы выбрали для воплощения образ Снегурочки в видении Н. Рериха.
Мы живем в современном мире и редко задумываемся о том, как влияет на наше состояние и нашу жизнь, то, что написано на нашей одежде и какие ритуальные рисунки люди наносят на свою кожу. Мы по-другому воспринимаем жизнь. Больше заботимся о том, что вне нас и меньше заботимся о себе. Главное, успеть все сделать. А какой ценой, мы не задумываемся, и как уберечь и защитить себя, не знаем.
В нашей детской жизни были сказки. В них мы встречались с былинными героями, которые брали с собой в дорогу частицу земли, а она берегла их силушку богатырскую. И если мы впустим в нашу взрослую жизнь сказки и былины и будем относиться к ним, как к источнику знаний, мы многому сможем обучиться в плане обустройства своей жизни и заботы о своей душе и своем теле.
В 1873 году Н. Островский, под влиянием идей А.Н. Афанасьева, изложенные во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867), пишет пьесу «Снегурочка». Он создал для нас удивительный образ и окружил атмосферой былинной Руси."
"Работая над этим персонажем, Снегурочку мы воспринимали, как свою близкую знакомую. Обряжали ее в одежды, близкие нашему образному восприятию. Однако, неожиданная трактовка Рериха, направила наши изыскания еще глубже. Его Снегурочка с большим числом косичек, а странный орнамент на шубке больше напоминает елочные игрушки с бубенчиками. Поиск разгадки этого феномена привел нас к открытиям нового, вернее старого мира, частицей которого мы являемся.
Снегурочка, дочь весны, несущей тепло, любовь, пробуждение природы ото сна, и деда Мороза, любящего и берегущего Снегурочку от влияния ее легкомысленной матери, которая только и твердит о любви. Рерих создал эскиз своей Снегурочки, но чтобы воплотить эту задумку в материале и не отойти от нашего восприятия этого образа, пришлось сделать немало образцов, чтобы получить цвет перламутра, соединяющего в себе холод и пробуждающейся жизни, цвет весеннего солнца. В орнаменте шубки цвет холодной золотой болгарской вискозы соединен с итальянской вискозой, в пропорции 70/30, чтобы получить более холодное золото, как тени в лесу на снегу при просвечивающем сквозь чащу солнышке.
Мы 4 раза смешивали и соединяли орнамент с перламутровым цветом шубки. Не обошлось и без казусов. Первый вариант золотого орнамента с серебряной сердцевиной, который полностью был нанесен на шубку, Татьяна Шипулина не смогла принять и после некоторого раздумья, отодрала с удовольствием и вздохнула с облегчением."
"В образе Снегурочки Рерих воплотил свое видение славянской природы, соединившей в себе и тюркские, и славянские, и монгольские черты. Поэтому у нее много косичек, богатый декор на висках, который, впрочем, присущ и нашему северному костюму, но менее яркий. Для нас Снегурочка – это воплощение северной культуры, живущей в лесах царя Берендея – мудрого волхва, который чинит справедливый суд. И Лель – песенник и сказитель, и лешие, берегущие тайны и подчиняющиеся высшим силам природы. В орнамент Рерих включил 3 круга, соединенных в треугольник. Это древний знак, встречающийся в орнаментах мира, в шаманских узорах, и мы его встречаем во многих живописных полотнах художника. Большой шар нами трактуется, как символ вселенной. В него помещен трилистник, росток жизни, который часто встречается и в наших уральских вышивках. Шар Рериха заполнен концентрическими черточками и он больше похож на Аркаим, но его открыли позже. Поэтому в шар поместили, более понятный для нас, символ ростка."
"За основу рубашки для Cнегурочки взяли другой эскиз Рериха, богато украшенный вышивкой. Девушки не носили рубашки как самостоятельный вид одежды. На нее одевали сарафан. Сарафана под шубкой на эскизе не видно, поэтому мы упростили задачу и создали рубашку вопреки славянским традициям. Она вышита вручную, традиционным для славянских народов способом – крестиком. Орнаменты заимствовали в сборниках уральской вышивки, составляя свои композиции. Н. Рерих писал: «Простая русская крестьянка не имеет понятия, какие многоцветные наслоения она носит на себе, в костюме своем. И какой символ человеческой эволюции записан в ее домотканых орнаментах».
Элементы орнаментов мы можем трактовать по своему, относительно своих знаний и интуиции, но и на рубашке вы встретите любимый символ автора – три шара, соединенных в треугольник. Все входы в рубашку закрыты вышивкой – оберегом, с кружевом ручной работы, плетенным на коклюшках. С оберегом поясом, плетенным из красных и белых нитей, создающих незатейливый рисунок. По традиции поясок одевали уже на новорожденного, и этот оберег сопровождал человека всю жизнь, меняя внешний вид, но сохраняя свою охранную функцию."
== В ПРОГРАММЕ ==
Художественная экспозиция войлочных творений «ПРИРОДА».
Креативные войлочные спецпроекты:
«МИР НАСЕКОМЫХ» - образы, формы и расцветки представителей мира насекомых, отраженные в войлочном костюме.
«КРЫЛЬЯ, НОГИ, ХВОСТ» - креативные головные уборы на тему богатой фауны нашей прекрасной планеты.
«ВСЁ СВОЁ» - уютные жилища лесных обитателей и их хозяева.
Дефиле коллекций одежды из войлока FELT FASHION SHOW.
Творческие встречи, мастер-шоу, мастер-классы и множество других интересных событий для всех влюбленных в войлок!